Когда-то кредитование застройщиков и потребкредиты считались у банкиров особенно надежными и доходными инструментами. Теперь ЦБ относит их к самым проблемным.
В течение 2013 года уровень просроченной задолженности у строительных компаний вырос с 4,7 до 6,8%, приблизившись к уровню наиболее проблемного заемщика — сельского хозяйства, говорится в обзоре финансовой стабильности, выпущенном Банком России по итогам IV квартала 2013 года и I квартала 2014 года. По данным ЦБ, у строителей превышение долгов над капиталом больше, чем в других отраслях, а уровень покрытия обязательств выручкой один из самых низких. Причем соотношение долг / выручка в течение 2013 года росло, а уровень покрытия обязательств выручкой, напротив, снижался, говорится в обзоре. В итоге первый показатель вырос за год с 4,4 до 5, а второй — снизился с 93,2 до 84,9%.
Значительный рост просроченной задолженности в строительстве может быть связан с банкротством ряда компаний — исполнителей госпроектов, допускает ЦБ. В первой половине 2014 года стало известно о проблемах сразу нескольких крупных господрядчиков: началась процедура банкротства крупнейшего олимпийского строителя — НПО «Мостовик», также работавшая в Сочи корпорация «Инжтрансстрой» объявила о ликвидации. Не лучше дела и на московском рынке: один крупный подрядчик — НПО «Космос» — на грани банкротства, а другой — «Мосинжстрой» — начал процедуру ликвидации. У всех этих компаний кредитов набрано больше, чем стоят их заказы в портфеле, и многие просрочили выплаты.
Причиной банкротства олимпийских застройщиков стали непроработанные и непросчитанные проекты, рассуждает один из крупных подрядчиков. В процессе строительства возникали дополнительные виды работ, не учтенные в проектной документации, компаниям приходилось брать все больше и больше кредитов. А так как цена контракта фиксированная, компенсировать дополнительные затраты подрядчикам не удавалось. Если госзаказчики не станут тщательнее готовить проектную документацию, то можно ждать новой волны банкротств. «Стоимость гарантий выросла, кредиты подорожали, — сетует его коллега. — Контрактов по инфраструктурному строительству сейчас разыгрывается мало. Если в течение нескольких месяцев не появятся новые контракты, то отрасли придет конец». Строители инфраструктурных объектов в последние пять месяцев преподнесли сюрпризы, особенно компании, работавшие в Сочи, отвечает вице-президент Промсвязьбанка Сергей Серов. Скорее всего, статистика ЦБ отражает именно эти дефолты, полагает он; а из-за них теперь все строители инфраструктуры вызывают у банков опасения, для риск-менеджмента это как красная тряпка.
Для расчета с кредиторами строителям приходится рефинансировать долги на худших условиях — в частности, заменять более длинные займы на более короткие, следует из обзора ЦБ. Тенденция к изменению структуры долга строительных компаний в пользу краткосрочных вложений вызывает у регулятора опасение: увеличивается «риск рефинансирования по повышенным ставкам».
Некоторые банкиры считают, что только этим проблема и ограничивается. «Необходимо отделять те компании, что вели стройки в Сочи, — говорит зампред правления банка, входящего в топ-50. — По остальным заемщикам-строителям ситуация не ухудшалась: например, в сегменте жилищного строительства проблем не было и пока нет — жилье хорошо продается». Застройщики жилья чувствуют себя хорошо, дефолтов в этом сегменте не было, согласен с ним Серов. А вот в девелопменте ситуация хуже: Москва — один из основных рынков — перенасыщена, площади не находят достаточного количества арендаторов, продолжает он.
Аналитики ЦБ еще менее оптимистичны: они предполагают, что на фоне сокращения объема строительных работ (на 1,5% к уровню 2012 года, по данным Росстата) долговая нагрузка на строительный сектор должна возрасти, и указывают, что в основном использовали отчетность компаний, занятых именно жилищным строительством. «С конца прошлого года мы целенаправленно сокращали кредиты строительным организациям и практически перестали давать им гарантии», — признавался ранее сотрудник одного из крупных частных банков.
Выбирая между кредитованием компаний и розничным бизнесом, банкам надо «подаваться в розницу», считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Розничное кредитование традиционно считалось относительно безопасным благодаря высоким доходам, способным покрыть значительные убытки: например, по данным ЦБ, полная стоимость кредитов на розничные покупки (POS-кредитов) у крупнейших российских банков достигала в прошлом году 41% годовых; похожий показатель — 39% — был у кредитных карт. Но и здесь ситуация меняется, просрочка стала расти гораздо быстрее кредитных портфелей: на 1 апреля 2014 года годовой темп прироста необеспеченных кредитов с просрочкой по платежам свыше 90 дней составил 82%, а темп прироста задолженности по таким кредитам снизился до 27%, говорится в обзоре ЦБ. В результате в портфелях банков, специализирующихся на розничном кредитовании, доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней составила 14,7% против 9,3% по банковскому сектору в целом.
Последней надеждой банкиров остается ипотека. На недавней встрече с президентом Владимиром Путиным председатель ЦБ Эльвира Набиуллина рассказывала, что банки переключаются с необеспеченных потребительских кредитов на ипотеку — это позволяет им «чувствовать себя устойчиво». Ипотечное кредитование выросло в годовом выражении на 31%, говорится в обзоре ЦБ. Явных опасений по этому поводу регулятор не высказывает, но замечает, что собственных денег у большинства новых заемщиков не так уж много: более половины ипотечных кредитов выдается на суммы, превышающие 70% стоимости заложенного объекта (LTV — loan to value), и более трети заемщиков вносят менее 20% стоимости нового жилья. Существенная доля ссудной задолженности, приходящаяся на кредиты с высоким значением LTV, может стать источником системных рисков в случае существенного снижения цен на недвижимость и доходов населения, пишут аналитики ЦБ.
Источник новости: www.vedomosti.ru
Изображение для публикации: www.simpledesktops.com