Сбербанк снизит ставки по новым кредитам компаниям. Его цель — не задавить заемщиков высокими процентами, о росте кредитования речи нет.
Сбербанк, на который приходится более трети кредитов российским компаниям, в пятницу объявил о снижении ставок по корпоративным кредитам: с 18 февраля стоимость новых кредитов снизится максимально на 2 процентных пункта. Ставка будет зависеть от срока, типа ссуды и кредитного риска заемщика, сообщает госбанк, но конкретных значений не называет.
После декабрьского повышения ключевой ставки ЦБ до 17% банки резко повысили ставки по кредитам и ужесточили требования к заемщикам. На пике они предлагали компаниям ставки в 28-30% годовых. После новогодних каникул, когда улеглась паника, банки скорректировали ставки до 19-25%. Но спрос на кредитование упал.
Сбербанк не стал исключением, но поднимал ставки «аккуратно, в индивидуальном порядке, чтобы не задушить клиентов», пересказывают банкиры слова своих клиентов. Сейчас Сбербанк выдает кредиты под 16-25%, знают его конкуренты (госбанк ставки не раскрывает).
В январе корпоративный портфель Сбербанка увеличился на 797 млрд. до 12,5 трлн. руб., но только за счет переоценки валютных кредитов, следует из отчетности банка: реального роста портфеля не было. При этом возможности госбанка для удешевления кредитов сократились: в январе его чистая процентная маржа упала до 2,5-3,5% (в зависимости от методики) — минимум за семь лет, даже меньше, чем в 2009 году.
«Мы были бы рады снизить и сильнее, но не позволяют стоимость фондирования и уровень чистой процентной маржи», — признает финансовый директор Сбербанка Александр Морозов. Нынешнее решение, по его словам, отражает снижение ключевой ставки ЦБ до 15% с 30 января: стоимость фондирования для Сбербанка «несколько снизилась» и «мы постарались соответственно снизить и стоимость кредитов».
Удешевления кредитов на 2 п.п. «недостаточно для роста портфеля», признает Морозов, цель снижения — поддержать качество портфеля, объясняет он: «Мы принимаем это решение, исходя из понимания, что нормальный здоровый бизнес, даже с хорошей рентабельностью, с трудом тянет такие ставки. Дорогие кредиты рано или поздно ослабят заемщика. Никакой кредитор в этом не заинтересован, поэтому снижение ставок — это мера, направленная на сохранение качества портфеля».
Будет ли Сбербанк в ближайшие месяцы корректировать ставки по вкладам населения, Морозов не комментирует.
«Возможно, снижение ставок по кредитам — это попытка стимулировать качественный спрос бизнеса. Но не уверен, что бизнес пойдет за кредитами, — ставки все равно остаются высокими», — отмечает аналитик Газпромбанка Андрей Клапко. Существенного повышения спроса бизнеса на кредиты после такого снижения не произойдет — 2% почти ничего не меняют, говорит аналитик Fitch Александр Данилов. Пока ставка не упадет хотя бы до 10%, спрос на кредитование расти не будет, категорична Марина Карапетян из Альфа-банка. Она и другие аналитики банка ожидают, что в базовом сценарии по итогам года без учета валютной переоценки банковский сектор увеличит корпоративный портфель на 0-5% против почти 20% в 2014 году.
«Снижение на 2 п.п. для нас все равно дорого. Когда ставки опустятся хотя бы до 15% годовых, можно обсуждать», — говорит финансовый директор крупной медиакомпании. У компании есть долгосрочный кредит, полученный до кризиса у другого госбанка, ставка по нему не повышалась, рассказывает он, и этих ресурсов пока хватит, а по таким ставкам, как сейчас, компания кредиты привлекать не будет.
«У нас сейчас нет доступа к средствам — вы считаете, что 17% годовых плюс накрутки банков — это есть доступ к средствам?» — огорчается частный инвестор Давид Якобашвили. Его предприятия сегодня кредиты «под такие проценты» не берут. Якобашвили, по его словам, «никогда не рискнет» взять такой кредит — «откуда такая маржинальность [чтобы отбивать ставку]».
Президент группы «Белая дача» Виктор Семенов рассказывал в интервью, что компания гасит кредиты, по которым банки настаивают на повышении ставок, по новым ставкам кредиты не берет: «Полагаться надо сегодня больше на свои активы, и если даже будем брать кредит, то как можно позже, на последней стадии. Брать сегодня кредит можно только льготный».
Представитель одной из 20 крупнейших российских компаний признается, что компания кредитовалась в Сбербанке в прошлом году, но в этом пересмотрела потребности в кредитных средствах, поэтому «ставки даже не просчитывали».
«Драматических изменений по размеру корпоративного портфеля нет — ни в сторону роста, ни в сторону снижения», — говорит президент Промсвязьбанка Артем Констандян. В начале февраля банк снизил ставки по новым кредитам компаниям — «максимально на 5 п.п. от пиковых значений». На пиковых значениях — в декабре — ставки банка достигали 25% годовых и спрос на такие кредиты все равно был, указывает Констандян. Он не ожидает, что другие банки сейчас последуют примеру Сбербанка, как бывало в спокойные времена: «Каждый банк сейчас старается исходить из собственных приоритетов, возможностей по капиталу — банки не настроены особо наращивать портфели в этом году».
Сразу после понижения ключевой ставки ЦБ представитель ВТБ обещал, что банк, «безусловно, будет реагировать» на это. ВТБ, Газпромбанк и Альфа-банк не комментируют, готовы ли они последовать примеру Сбербанка. Росли ли их портфели в январе, они также не сообщают.
Источник новости: www.vedomosti.ru
Изображение для публикации: simpledesktops.com